×

Изображение techxplore.com

В цифровых играх действует тот же принцип, что и в спорте – кто быстрее и точнее, тот и «в дамках». Но одно существенное отличие всё же есть: сантиметры, дюймы и секунды в «аналоговом» спорте превращаются в более требовательные единицы в «цифровом». К примеру, в стрелялках, при наведении прицела на врага важны доли дюйма, а критическое время измеряется не секундами, а их тысячными долями.

Новое устройство, названное импульсным нейроконтроллером, создали разработчики канадского стартапа Brink Bionics. Прибор обещает повысить квалификацию геймеров за счёт сокращения задержки между намерением и действием пользователя, начиная действовать фактически с того момента, как игрок просто подумает о действии.

Выглядит это как перчатка со встроенными датчиками и без пальцев. Перед тем как мышца заработает, к ней от мозга должна прийти команда в виде нервного сигнала, который есть не что иное как электрический импульс. Наше тело постоянно генерирует их в большом количестве. Датчики, располагающиеся сверху на нашей перчатке, эти сигналы обнаруживают и считывают прежде, чем на них среагирует мышца. Точнее – это четыре мышцы, на которых локализуются приёмники сигналов. Они называются спинными межкостными мышцами и контролируют движение пальцев. 

Как правило, между мыслью о движении пальца и началом самого движения проходит около 150 миллисекунд. Новый контроллер определяет первый момент импульса и может сократить время отклика на соответствующее движение до 80 миллисекунд.

То есть более, чем в два раза.

Начиная тесты устройства, пользователи склонны всё-таки держать в руке мышку, хотя перчатка всю работу берёт на себя. Но это длится недолго и в конечном итоге киберспортсмены могут играть уже без мыши – просто двигая пальцами.

Все трое основателей Brink Bionics являются именитыми исследователями с опытом работы с протезами. Доктор Нин Цзян – ведущий исследователь в области разработки передовых нейронных интерфейсов и признанный эксперт в области неинвазивных интерфейсов мозг-компьютер. Доктор Цзяюань Хе является автором 15 публикаций по миоэлектрическим системам, касающимся электрических свойств движения мышц, для бионических рук. А Эрик Ллойд, генеральный директор стартапа, разработал роботизированные устройства и – согласно биографическому очерку на вебсайте компании – сосредоточился на «технологиях нейронных интерфейсов, которые могут быть использованы для повышения производительности человека для трудоспособных пользователей, которые хотят выйти за пределы человеческого тела». Да, звучит амбициозно, но ведь именно такие стремления и обусловливают технологический прогресс.

Учитывая это, в рекламном слогане компании уже не видишь пафоса, а лишь умелое резюме того, что делает контроллер: «Позвольте импульсам вашего тела сделать ваш следующий шаг».

Хотя более быстрое время отклика по достоинству оценят скорее всего исключительно заядлые игроки и профессиональные киберспортсмены, которые хотят повысить свои результаты, но и для обычных пользователей разница будет заметна. И пусть эти всего лишь 80 миллисекунд вас не смущают: мало того, что каждое сэкономленное мгновение летит в общую «копилку времени», так ещё и сами компьютерные игры весьма и весьма нравятся нашему мозгу, отчего и становятся уделом не только ярых фанатов, но и простых пользователей всех мастей.

Так, исследования Питера Грея, профессора Бостонского колледжа, показали, что игра на компьютере как процесс не только забавна, но и полезна для здоровья и развития человека. В статье по этой исследовательской работе, опубликованной в журнале «Психология сегодня» ещё в 2015 году, автором утверждается, что цифровые игры способствуют развитию логических, литературных, управленческих и даже социальных навыков у игроков.

По словам самого Грея, есть свидетельства того, что быстрые действия и принятие решений, требуемые играми, оказывают «длительное положительное влияние <...> на основные психические процессы, такие как восприятие, внимание, память и принятие решений». Другие преимущества, по его словам, включают «улучшенную способность выполнять несколько задач одновременно, повышенную гибкость ума и снижение умственных способностей, сопровождающих старение».

Что и говорить, наш мозг любит игрушки. Наверное именно поэтому финансирование разработки устройства было собрано в ходе краудфандинговых кампаний на Kickstarter и Indiegogo. Рекламный ролик Impulse Neuro-Controller был настолько популярен, что цель компании была достигнута за каких-то 12 часов.

Сейчас Brink завершает работу над устройствами, и их распространение должно начаться уже в апреле. Контроллер будет иметь вес около 43 граммов и способность использоваться с любой моделью мыши. Но есть в этом мёде и парочка досадных ограничений: увы, на данном этапе перчатка совместима только с машинами под управлением Windows, для Mac-систем такая роскошь пока недоступна. Второй нюанс – цена. Ожидается, что в розницу она составит около 170 долларов. Правда, на платформе Indiegogo идёт кампания, где ранним пользователям Brink предлагает приобрести свои устройства чуть дешевле – за 140 долларов.

Мы отвлеклись на этот момент не зря: готов ли не геймер потратить такие деньги на прогресс?

Поскольку идеи интерфейсов мозг-компьютер находят всё новые воплощения, а популярность систем глубокого обучения продолжает набирать обороты, не кажется ли вам, что мы стоим на пороге создания таких технологических решений по интерфейсам, которые станут не общедоступным инвентарём (вроде лопаты и молотка), а узкоспециализированным инструментом (как, допустим, микроскоп)?

Работа с такими устройствами потребует от специалистов не только образования и навыков, но и высокой самодисциплины, касающейся контроля над собственными мыслями, чтобы не отдать «случайной» команды мышце. И это ведь только пока. Стоит лишь дать волю воображению, как становится нетрудно предположить, что когда-то придётся контролировать не только мысленные команды своим мускулам, но и вообще мыслеформы, – возникнет культура гигиены мозга.

Представьте какое интересное перевоплощение ждёт системных администраторов! Чтобы уметь успокаивать мысли им нужно будет практиковаться в медитации, а чтобы выполнить работу – понадобится единение с профессиональным инструментом. Да что и говорить, это будут просто какие-то киберсамураи! Этакие буддисты-джедаи!

Да, было бы весело. Хотя, конечно, более вероятно, что со временем компьютерные инженеры создадут что-то, позволяющее обходиться вообще без клавиатуры, и какая-нибудь нейромодель будет занята лишь тем, чтобы отслеживать наши намерения и воплощать их на мониторе в виде символов, линий, движений курсора, звуков, цветов и прочего. Так, конечно, проще, но…

Эх, такое будущее накрылось 😊


 

АРМК, по материалам TechXplore